АДМИНИСТРАЦІЯ


ПОСЛѢДНІЯ НОВОСТИ

21.03. Поздравляем всех с днём весеннего равноденствия! Читайте далее.

ДЛЯ НАСТРОЕНІЯ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

на оригинальный проект по альтернативной истории Российской Империи начала 19 века. В центре сюжета - магия, признанная на государственном уровне. Маги - привилегированный слой общества. Только здесь - мир Толстого и чары, Наполеон и боевая магия, поэты золотого века и волшебство!

НЕОБХОДИМЫЕ ВЪ СЮЖЕТ

"Гиацинты"Маги-народникиИмператорская семья"Асмодейки"Консерваторы и реформаторыБродячие артистыПерсонажи из книгРусский детектив

ЗАЛ СЛАВЫ



ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­ » БИБЛІОТЕКА » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛЪ » Народный календарь: праздники, обряды, поверья, приметы;


Народный календарь: праздники, обряды, поверья, приметы;

Сообщений 11 страница 20 из 24

1

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/266996.jpg

Данной темы не хватало, ибо тема праздников, обрядов и поверий обширна и в записках о быте ей будет тесновато. Теперь для этого есть отдельная тема!

Так что тут мы (можете и вы, в разделе работает премодерация статей) будем рассказывать о том какие праздники были, как их отмечали, во что верили, чем занимались летом, зимой, осенью и весной. Словом, всё что связано со сменой дней и сезонов.

НЕ ПРОПУСТИТЕ СТАТЬЮ-ЗНАКОМСТВО С ПРАЗДНИКАМИ КРЕСТЬЯН 1 ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА!

Интересные факты
  • Годовой  календарный круг – это народный календарь, соединяющий в себе праздники земледельческого, православного и государственного календаря. Это - годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной жизни народов России.

  • Каждый день Народного календаря имеет свои приметы и обычаи - не обойден вниманием ни один день года!

  • Очень многие дни Народного календаря отмечают и святых Земли Русской и Православия - это неотделимо друг от друга: наш народ, его обычаи и Православие.

  • На Руси календарь назывался месяцесловом. Русский месяцеслов ещё называли Круголет. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях.

  • Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его жизни при начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами (примет в народном календаре около 1000).

  • Руский круголёт - это симбиоз явлений, который включает в себя:

    • - знание законов природы: отождествляя себя с природой, наш далекий предок придавал всему, что было вокруг, человеческий облик и в тоже время обожествлял все явления. Земля,вода, дом заселялись духами: водяными, русалками, домовыми.

    • - осмысление закономерностей человеческой жизни: сложные представления о сущности смерти, о связи умерших с землей сформировали культ предков. Все это способствовало возникновению сложных ритуалов и обрядов, которые и поныне живут в народе.

    • - земледельческий опыт: Русский народный календарь – это  и земледельческий календарь, хранящий твердые знания нашего народа о ведении  хозяйства, о земле.

    • - произведения устного народного творчества: в огромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для нас бесценный опыт множества поколений, универсальные правила поведения буквально для каждого дня в году.

    • - нормы уклада жизни людей: в народный календарь вошли приметы, пословицы, поговорки. Он представляет собой своеобразную энциклопедию народных знаний, народной эстетики, собрание непреходящих народных ценностей.

  • По сути дела, Народный календарь – это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти. И нельзя представить жизнь в начале 19 века без всего этого.

[hideprofile]

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

0

11

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
6 января (19 января по новому стилю)

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/487145.jpg

Крещение, как и Пасха, считается самым древним праздником в христианской культуре. Этот день связан с евангельским событием — крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан.

Смысл названия:
Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном.

Этот день также часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов" или "святыми Светами" — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.

История праздника:
Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах.

"Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения "отверзлись" небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:17).

Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Считается, что в этом событии людям была явлена Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем.

Как принято праздновать:
На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу.

Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное — посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.

Накануне, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу традиционное постное блюдо из крупы — сочиво. Трапезничать можно только после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой.

Освящение воды:
Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды: накануне и непосредственно в день Богоявления на Божественной литургии.

Крещенская вода называется "агиасма" и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию.

По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон.

© Источник текста

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

0

12

ПОЧИНКИ, ДЕНЬ СЕМЁНА И АННЫ
Сразу после Сретения

По традиции, славянские языческие праздники связаны в основном с природой и событиями, которые в ней происходят. Все обряды, которые выполнялись нашими предками, были направлены на то, чтобы быть в милости у матушки природы. Поэтому славяне отмечали праздники с особым размахом, шумно и весело.

Однако не все праздники отмечали так, как было принято. Речь идёт о славянском народном празднике под названием «Починки», который отмечали 16 февраля, сразу после Сретения. Мало известно второе его название - день Семёна и Анны.

В этот день не устраивали веселья, все домочадцы находились дома. По гостям на Починки ходить некогда, у каждого хорошего хозяина кипела работа. Как нельзя лучше этому дню подходит пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой». Существовало поверье, что чем раньше начнёшь день, тем вернее угодишь самой весне, поэтому крестьяне вставали очень рано. Они торопились всё подготовить перед пробуждением земли после зимнего сна. Прерывались только на обед, и снова брались за дело. Первым делом на Починки приводили в порядок всё то, что использовалось весной и летом. К примеру, мужчины осматривали всё хозяйство, проверяли амбары, чинили сельскохозяйственные инструменты, усердно готовясь к пахоте и севу.

Интересным было то, что отремонтированная конская упряжь вывешивалась во дворе на видном месте, как показатель умелого хозяина. Женщины стирали, готовили на обед традиционную саламату (кашу со шкварками), перебирали сундуки, отмывали кухонную утварь, наводили порядки во всех углах, выбрасывая залежавшийся хлам. Даже дети не сидели без дела, находилась посильная работа и для них. Ребятишки что-либо подавали, относили, бегали по мелким поручениям от родителей. Особо усердно работали незамужние девушки. Считалось, что если в этот день лениться, то семейное счастье обойдёт их стороной. Говорили, что на Починки даже сам Домовой становился хорошим помощником для своих хозяев. Вечером вся семья собиралась за праздничным столом. После трапезы устраивались танцы или конкурсы, в которых незамужние девушки демонстрировали свои умения. Нередко именно в это время будущие свекрови примечали понравившуюся невесту для своего сына. Так и заканчивались Починки у славян: с пользой для всех.

Источник
© https://kakoj-segodnja-prazdnik.com

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

0

13

МАСЛЕНИЦА
Последняя неделя перед Великим постом

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/115492.jpg

На Масленицу, прежде всего, катались на лошадях. Погулять в волюшку перед 7 неделями строго поста, таков дух праздника. Праздновалась Масленица неделю перед Великим постом. Широко распространено было и катание с ледяных гор. Сжигание чучела Масленицы в "прощеное воскресение", прыжки через костер; взятие снежного городка — все это обязательные атрибуты масленичных забав.

Ничто не передаёт дух Масленицы как картины и литература. Вот что писали классики об этом празднике:
по материалам "Российской газеты"

Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…

© Антон Чехов. "О бренности"

***

…С Рождества в Благородном собрании начинаются балы и периодически чередуются вплоть до самого поста.

Из них самым важным считается утренний бал в субботу на Масленице. Для девиц-невест это нечто вроде экзамена. При дневном свете притиранья сейчас же скажутся, так что девушка поневоле является украшенная теми дарами, какие даны ей от природы. (…) Сестра могла только слегка подсурмить брови и, едучи в церковь, усерднее обыкновенного нащипывала себе щеки. (…)

В воскресенье, последний день Масленицы, ровно в полночь, цикл московских увеселений круто обрывался. (…) Семья, которой не удавалось заручиться последним масленичным увеселением, почитала себя несчастливою. Целый день ей приходилось проводить дома в полном одиночестве, слоняясь без дела из угла в угол и утешая себя разве тем, что воскресенье, собственно говоря, уже начало поста, так как в церквах в этот день кладут поклоны и читают "Господи, владыко живота".

© Михаил Салтыков-Щедрин. "Пошехонская старина"

***

Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, "чёрные" блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки… пар идёт от блинов винтами… кадушки с опарой дышат, льётся-шипит по сковородкам, вспухает пузырями…

© Иван Шмелев. "Лето Господне"

***

Ели во славу, по-язычески, не ведая отказу. Древние старожилы говорили с прискорбием:

- Эх! Не тот, не тот ныне народ пошел. Жидковаты стали люди, не емкие. Посудите сами: на блинах у Петросеева Оганчиков-купец держал пари с бакалейщиком Трясиловым - кто больше съест блинов. И что же вы думаете? На тридцать втором блине, не сходя с места, богу душу отдал! Да-с, измельчали люди...

© Александр Куприн. "Юнкера"

***

Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и нивесть чего не было... Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить ему бричку. Настасья Петровна тут же послала Фетинью, приказавши в то же время принести ещё горячих блинов.

- У вас, матушка, блинцы очень вкусны, - сказал Чичиков, принимаясь за горячие.

© Николай Гоголь. "Мертвые души"

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+1

14

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Неделя Торжества Православия

Празднование Торжества Православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году, когда на Константинопольском соборе был принят догмат о почитании икон.

Особую заслугу в этом стоит отдать византийской императрице Феодоре (815— 867 гг.) - жене императора-иконоборца Феофила, регентше (842 — 856 годы) при своём сыне императоре Михаиле III.

Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.

Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в 1-е воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос - Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.

Богослужения в неделю Торжества Православия

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/909745.jpg

В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения, во время церковной службы звучат особые чтения и песнопения. В понедельник, вторник и четверг утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительны и вечерни. Литургия в этот период не совершается. А в среду и пятницу утреннее богослужение включает утреню, часы, изобразительны и Литургии Преждеосвященных даров.
С понедельника по четверг за Великим Повечерием принято читать Великий Покаянный канон, который написал святой Андрей Критский. Текст его посвящен покаянию человека, воспоминаниям персонажей из библейской истории, начиная с Адама и Евы, именно в контексте совершенного ими греха и последующего покаяния.Верующим, которые не имеют возможности прийти на службу в храм, рекомендуется включить этот канон в свое вечернее молитвенное правило.

В пятницу после окончания Литургии совершается молебный канон в честь великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году. Спустя 56 лет после мученической смерти он в сновидении явился антиохийскому епископу Евдоксию с предупреждением о том, что император Юлиан Отступник кровью жертвенных животных окропил все запасы еды в городе. Евдоксий поведал об этом христианам и призвал ничего съестного в этот день не покупать, а питаться эти сутки коливом (вареной пшеницей с медом), таким образом все смогли сохранить пост.

© Источники:
РИА новости
Сайт Борисовской епархии БПЦ

+2

15

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Неделя Григория Паламы

Вторая седмица Великого поста — самая простая и будничная среди всех седмиц. Здесь нет ни особых богослужебных дней, ни доминирующих тем в песнопениях. Здесь мы как бы проводим будни поста, частично отдыхаем после напряжения наших сил на 1-й седмице.

  • В среду, 8 марта, празднуется обретение мощей Матроны Московской.

  • В среду, 8 марта, и пятницу, 10 марта, второй седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.

  • В суб­бо­ту вто­рой сед­ми­цы, 11 марта, со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба.

Во святую Четыредесятницу Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни.
Кроме того, субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших.

Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.
Воскресенье второй седмицы, 12 марта, называется Неде­лей свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы, ар­хи­епи­ско­па Фес­са­ло­нит­ско­го.

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/31829.jpg

Свя­той Гри­го­рий был ве­ли­ким по­движ­ни­ком го­ры Афон и из­ве­стен так­же как за­щит­ник Пра­во­сла­вия и об­ли­чи­тель ере­си Вар­ла­а­ма, ка­лаб­рий­ско­го мо­на­ха, от­вер­гав­ше­го пра­во­слав­ное уче­ние о благодатном Све­те, оза­ря­ю­щем внут­рен­не­го че­ло­ве­ка и ино­гда от­кры­ва­ю­щем­ся ви­ди­мо (на­при­мер, на Фа­во­ре и на Си­нае).

На со­зван­ном для суж­де­ния по этим во­про­сам Со­бо­ре свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма об­ли­чил ере­ти­ков и защи­тил уче­ние о Све­те Бо­же­ствен­ном, ко­то­рым про­си­ял Гос­подь на Фа­во­ре и ко­то­рым оза­ря­ют­ся подвиж­ни­ки, до­стиг­шие свя­то­сти.

© Источники:
Православный церковный календарь
Правмир

+2

16

ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Неделя Крестопоклонная

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/948345.jpg

Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Оно напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.

В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине (правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I (518–527) или Юстин II (565–578) — имеется в виду). Так как до X века не праздновали события Месяцеслова в седмичные дни, но переносили их на субботние или воскресные дни, то и этот праздник сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку.

Песнопения Триоди данной Недели в своем содержании отражают общую тему — прославление Креста Христова. Так как этот день всегда воскресный, то в этом богослужении наиболее рельефно выражается всем известная мысль (которая также характерна для крестовоскресных канонов Октоиха и службы праздника Воздвижения), что тайна Креста Христова неразрывно связана с Его Воскресением.

Богослужения

С точки зрения богослужения данная неделя – недвунадесятый Господский праздник. Она имеет множество параллелей со службой Недели 1-я поста, все ее индивидуальные особенности связаны с поклонением Кресту:

  • перед началом бдения в алтаре совершается перенесение Креста с жертвенника на престол;

  • полиелей совершается в алтаре (духовенство в центр храмам не выходит);

  • после великого славословия на Трисвятом настоятель выносит Крест на амвон;

  • далее кладет Крест на центральный аналой и после каждения совершается троекратное поклонение Кресту при пении тропаря «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…»;

  • на литургии вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему…»;

  • причастен на литургии – только Кресту «Знаменася на нас…» (воскресный причастен отменяется).

© Источники:
Журнал "Фома"
Азбука веры

+2

17

ЧЕТВЁРТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Неделя Иоанна Лествичника

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/936118.jpg

Угод­ник Бо­жий пре­по­доб­ный Иоанн жил в 6 ве­ке, ро­дом си­ри­а­нин, по сво­е­му со­чи­не­нию на­зван­ный Ле­ствич­ни­ком или опи­са­те­лем ле­ствцы, а по ме­сту бла­го­че­сти­вых по­дви­гов сво­их – Си­на­ит. На 17 го­ду сво­е­го воз­рас­та Иоанн при­нес со­бою угод­ную Бо­гу жерт­ву; те­ло воз­нес на Си­най­скую го­ру, а ду­шу на го­ру небес­ную; ви­ди­мо взой­дя на го­ру, он при­бли­зил­ся к небес­ной вы­со­те, умом со­зер­цая Бо­га неви­ди­мо­го; на Си­нае Иоанн при­нял ино­че­ство. Пре­бы­вая на Си­най­ской го­ре в по­дви­гах уеди­не­ния 19 лет – до со­ро­ка­лет­не­го сво­е­го воз­рас­та, пре­по­доб­ный уда­лил­ся по­том в си­най­скую пу­сты­ню Фо­ла, от­сто­я­щую на 5 ста­дий от си­най­ской Церк­ви, и здесь в ве­ли­ких по­дви­гах стро­го­го по­ста и непре­стан­ной мо­лит­вы под­ви­зал­ся 40 лет. В про­дол­же­ние этой необык­но­вен­ной Че­ты­ре­де­сят­ни­цы пост его был столь же необык­но­ве­нен, как и са­мое про­дол­же­ние вре­ме­ни его по­ще­ния. Хо­тя пре­по­доб­ный не укло­нял­ся от пи­щи, невоз­бра­нен­ной Уста­вом во вре­мя по­ста, дабы тем со­кру­шить, как сам го­во­рил, рог гор­ды­ни, но при­ни­мал ее столь ма­ло, что ка­зал­ся бо­лее от­ве­ды­ва­ю­щим, неже­ли вку­ша­ю­щим; за­то от вся­кой стра­сти воз­дер­жи­вал­ся он ре­ши­тель­но, по­ве­ли­тель­но го­во­ря ей: мол­чи, оне­мей! По­ка­я­ние его со­еди­не­но бы­ло с глу­бо­ким со­кру­ше­ни­ем серд­ца и сле­за­ми. Дол­го и по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны его по­ка­зы­ва­ли под го­рою весь­ма тес­ную пе­ще­ру – это со­кро­вен­ное ме­сто по­дви­гов по­ка­я­ния, ко­то­рое на­зы­ва­ли сле­зо­точ­ным и ко­то­рое на столь­ко от­сто­я­ло от об­ще­жи­тия, сколь­ко нуж­но бы­ло, чтобы ры­да­ний Иоан­на не слы­ша­ли дру­гие.

Пре­по­доб­ный Иоанн, по­став­лен­ный ру­ко­во­ди­те­лем (игу­ме­ном) дру­гих, на­чал путь но­во­го вос­хож­де­ния к Бо­гу и боль­ше­го при­бли­же­ния к небу. По­доб­но Мо­и­сею, он, по сло­вам пи­са­те­ля его жиз­ни, при­бли­зил­ся к Бо­гу, при­ял мыс­лью бо­го­на­чер­тан­ный за­кон и тро­стью ду­ха на­чер­тал, по прось­бе пре­по­доб­но­го Иоан­на игу­ме­на ра­иф­ско­го, бо­го­пи­сан­ные скри­жа­ли («Ле­стви­цу рая»), ко­то­рые пре­дал не толь­ко ру­ко­во­ди­мым им, но и всем же­ла­ю­щим вос­хо­дить на небо.

Вос­хо­дя да­лее по сте­пе­ням ду­хов­ных со­вер­шенств, и с боль­шей рев­но­стью, неже­ли до при­ня­тия на­чаль­ства над бра­ти­ей он из­ло­жил кни­гу к пас­ты­рю, и та­ким об­ра­зом сде­лал­ся ру­ко­во­ди­те­лем са­мих ру­ко­во­ди­те­лей.

Пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся 80 лет от рож­де­ния сво­е­го, око­ло го­да. Па­мять св. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью 12 ап­ре­ля (30 мар­та).

Богослужения

Поклонение Кресту. Почти все песнопения Триоди в седмичные дни посвящены теме поклонения Кресту, а богослужения трех дней — понедельника, среды и пятницы — имеют особенности в последовании и пении изменяемых молитвословий, связанные с поклонением Кресту.

Притча о мытаре и фарисее. В эту неделю верующие вспоминают одну из известных притч Иисуса Христа, записанную в Евангелие от Луки.

– Два человека пришли во двор храма помолиться. Один из них был фарисей, а другой — сборщик налогов. Фарисей, встав, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я — не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов. Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода». А сборщик налогов, стоя вдали, не смел даже глаз к небу поднять, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам, что именно этот человек пошёл домой оправданным перед Богом, а не первый. Потому что каждый, возвышающий себя будет унижен, а каждый принижающий себя будет возвышен.

Среда Крестопоклонной седмицы — единственный день периода Святой Четыредесятницы, имеющий особый светилен, и этот светилен составлен специально для этой службы ради преполовения поста.

Этот день именуется «средопостной» средой, то есть даже имеет особое название. Среду 4-й седмицы можно сопоставить с известным праздником — Преполовением Пятидесятницы; в церковном году, кроме этих двух дней, нет более ни одного празднования, которое бы знаменовало середину определенного периода.

© Азбука веры
© Яндекс.Дзен

+1

18

ПЯТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Марьино Стояние

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/846016.jpg

Мариино или Андреево стояние – это очень строгая и долгая великопостная служба. В народе службу назвали Стояние Марии Египетской, потому что на ней читается Великий канон св. Андрея Критского и Житие Марии Египетской. На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон. Считается, что изначально не планировалось употреблять 2-хчасовой канон в церквях на службах, но в итоге он читается на Мариином стоянии. В результате служба получается одной из самых длинных в году – длится 3-4 часа. Отсюда и название – стояние, потому что верующие стоят в храме со свечами и молятся на долгой службе (раньше она длилась 5-7 часов).

Мариино стояние читается на современном русском языке, а не на богослужебном церковно-славянском, что делает службу ещё более уникальной.

Известно, что Мария родилась в Египте, а в 12 лет девочка сбежала в Александрию, где она стала блудницей. Однажды она решила съездить в Иерусалим и поклониться Кресту Господню, но не смогла войти по непонятной причине в храм. Всю службу она стояла в притворе и молилась, пообещав оставить греховную жизнь. Лишь через 47 лет она рассказала о своей жизни. Она достигла святости, получила дар прозорливости. Мощи Марии Египетской хранятся в Сретенском монастыре.

Пятая седмица похожа на затишье перед великими событиями. Большая часть трудностей осталась позади, поэтому постящиеся чувствуют себя хорошо. По церковным канонам, они продолжают есть постную пищу, ежедневно читают Святое писание, молятся и посещают храмы.

Во время 5-й недели верующим рекомендуют вспоминать о Марии Египетской и об усилии, которое требуется для покаяния. В богослужениях, посвященных святой, прославляется ее аскетический подвиг.

© Источники:
Первый русский
Азбука веры
кр.ru

+1

19

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Неделя Вайи, Вербная седмица

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/518442.jpg

Шестая седмица — последняя в сорокадневном цикле или Святой Четыредесятнице, которая отводится для покаяния верующих. За ней следует особая Страстная неделя.

Шестая седмица предваряет великую Страстную неделю. К этому времени постящиеся привыкли к ограничениям, поэтому проблем с самочувствием, как правило, не бывает. По церковным канонам, верующие едят постную пищу, каждый день читают Евангелие, очищают душу молитвами и посещают храмы. Шестая неделя — последняя, когда верующим рекомендуют вспоминать о покаянии.

Страст­ная и Пас­халь­ная сед­ми­цы об­ра­зу­ют центр бо­го­слу­жеб­но­го го­да. Они яв­ля­ют­ся тем вре­ме­нем в жиз­ни Церк­ви, ко­то­рое пред­ва­ря­ет­ся дол­гой и се­рьез­ной под­го­тов­кой – Ве­ли­ким по­стом. По­след­няя, 6 сед­ми­ца Ве­ли­ко­го по­ста име­ет осо­бое на­зва­ние – «сед­ми­ца ва­ий». Все дни ее от по­не­дель­ни­ка до пят­ни­цы име­ют та­кое опре­де­ле­ние: «по­не­дель­ник ва­ий», «втор­ник ва­ий» и т.д. Эта сед­ми­ца по сво­е­му устро­е­нию, по со­дер­жа­нию бо­го­слу­же­ния ока­зы­ва­ет­ся устрем­лен­ной к Неде­ле ва­ий, или к то­му празд­ни­ку, ко­то­рый мы при­выч­но на­зы­ва­ем «Вхо­дом Гос­под­ним в Иеру­са­лим».

Бо­го­слу­же­ние этих дней от­кры­ва­ет пе­ред на­ми важ­ный прин­цип цер­ков­но­го Уста­ва. Уча­стие в цер­ков­ном бо­го­слу­же­нии не яв­ля­ет­ся про­сто вос­по­ми­на­ни­ем про­шед­ших со­бы­тий или со­зер­ца­ни­ем бо­го­слов­ских идей – все в устро­е­нии бо­го­слу­же­ния на­прав­ле­но на то, чтобы со­бы­тия, вос­по­ми­на­е­мые и празд­ну­е­мые Цер­ко­вью, бы­ли на­ми пе­ре­жи­ты по су­ще­ству, ста­ли фак­том на­шей жиз­ни, чтобы мы во­шли в ту ре­аль­ность, в ко­то­рую Цер­ковь нас стре­мит­ся вве­сти. До­сти­га­ет­ся это раз­ны­ми спо­со­ба­ми, а в сед­ми­цу ва­ий в те­че­ние 5 дней зву­чат пес­но­пе­ния, ко­то­рые за­став­ля­ют нас на­пря­жен­но ждать со­бы­тий кон­ца сед­ми­цы.

Эта сед­ми­ца долж­на при­ве­сти нас к двум осо­бен­ным празд­ни­кам – суб­бо­те Ла­за­ре­вой и Неде­ле ва­ий. В суб­бо­ту Ла­за­ре­ву празд­ну­ет­ся вос­кре­ше­ние пра­вед­но­го Ла­за­ря. Мы пом­ним, что Гос­подь вос­кре­сил че­ты­рех­днев­но­го мерт­ве­ца (Ин.11,1-45). Он знал, что Ла­зарь бо­лел и умер, и, тем не ме­нее, слов­но на­роч­но мед­лил и не при­хо­дил в Вифа­нию, хо­тя дом пра­вед­ных Мар­фы и Ма­рии и их бра­та Ла­за­ря был тем до­мом, ко­то­рый, по-ви­ди­мо­му, Гос­подь ча­сто по­се­щал. И вот, зная о бо­лез­ни Ла­за­ря, его смер­ти и по­гре­бе­нии, Гос­подь при­шел, ко­гда тот уже 4 дня ле­жал во гро­бе. Все это пе­ре­жи­ва­ет­ся и яв­ля­ет­ся в бо­го­слу­же­нии. Упо­ми­на­ния об этом есть в бо­го­слу­жеб­ных текстах уже с пер­вых дней сед­ми­цы: «Вче­ра и днесь бо­лезнь Ла­за­ре­ва, сию бо Хри­сту яв­ля­ют срод­ни­цы…» – вче­ра и се­го­дня уже бо­ле­ет Ла­зарь, и Хри­стос об этом зна­ет, по­то­му что ему со­об­щи­ли род­ствен­ни­ки. Та­ким об­ра­зом, нас не про­сто ин­фор­ми­ру­ют, а во­вле­ка­ют в ход со­бы­тий. В сре­ду мы слы­шим: «Днесь изд­ше Ла­зарь», – се­го­дня умер Ла­зарь. И на­ко­нец: «Днесь Ла­зарь уме­рый по­гре­ба­ет­ся…» – вот уже по­ла­га­ет­ся во гроб. Та­ким об­ра­зом, про­сле­жи­ва­ют­ся все эта­пы, пред­ше­ству­ю­щее это­му ве­ли­ко­му чу­ду. А мы вме­сте с сест­ра­ми Ла­за­ря на­хо­дим­ся в ожи­да­нии Гос­по­да и недо­уме­ва­ем, по­че­му же Он не при­хо­дит. Эта сед­ми­ца ста­но­вит­ся пу­тем, ве­ду­щим к дню вос­кре­ше­ния Ла­за­ря.

Страст­ную сед­ми­цу и пред­ше­ству­ю­щие ей празд­ни­ки – Неде­лю ва­ий и суб­бо­ту Ла­за­ре­ву – нуж­но от­ли­чать от Ве­ли­ко­го по­ста. Свя­тая Че­ты­ре­де­сят­ни­ца – это вре­мя под­го­тов­ки, а Страст­ная – это уже не пост, а цель по­ста, то, к че­му мы го­то­ви­лись, и в чем мы долж­ны, под­го­то­вив­шись и по­тру­див­шись в ме­ру сво­их сил, участ­во­вать. В пя­ток ва­ий несколь­ко раз по­ет­ся та­кой текст: «Ду­ше­по­лез­ную со­вер­шив­ше че­ты­ре­де­сят­ни­цу…» т.е. уже окон­чив вре­мя св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, ко­то­рая долж­на бы­ла при­не­сти поль­зу ду­ше, «… и Свя­тую сед­ми­цу стра­сти Тво­ея про­сим ви­де­ти, Че­ло­ве­ко­люб­че». В пят­ни­цу на сед­ми­це ва­ий св. Че­ты­ре­де­сят­ни­ца кон­ча­ет­ся; мы уже сто­им в пред­две­рии Страст­ной сед­ми­цы.

В Ве­ли­ком По­сту 6 сед­миц, но суб­бо­ты и вос­кре­се­нья не яв­ля­ют­ся пост­ны­ми дня­ми – не в том смыс­ле, что от­ме­ня­ет­ся те­лес­ное воз­дер­жа­ние, а в том, что устро­е­ние бо­го­слу­же­ния со­всем дру­гое: в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье со­вер­ша­ет­ся пол­ная ли­тур­гия, со­вер­ша­ет­ся Та­ин­ство Ев­ха­ри­стии. Что ка­са­ет­ся еды, то в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье все­гда ослаб­ле­ние по­ста на елей, и та­ким об­ра­зом суб­бо­та и вос­кре­се­нье не вхо­дят в чис­ло дней св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. Итак, 6 сед­миц и в каж­дой по 5 дней, все­го по­лу­ча­ет­ся 30 пост­ных дней, а ведь мы го­во­рим о св. Че­ты­ре­де­сят­ни­це. Здесь на­до ска­зать, что идея пред­пас­халь­но­го по­ста су­ще­ству­ет с древ­ней­ших вре­мен и яв­ля­ет­ся апо­столь­ским уста­нов­ле­ни­ем, од­на­ко ис­чис­ле­ние дней св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы пре­тер­пе­ло очень зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. Так, на Пра­во­слав­ном Во­сто­ке до IX ве­ка не бы­ло един­ства в опре­де­ле­нии пе­ри­о­да св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. По­нят­но, по­че­му Че­ты­ре­де­сят­ни­ца но­сит та­кое на­зва­ние – ведь свв. От­цы по­ста­но­ви­ли упо­до­бить свой пост по­сту Гос­по­да, Ко­то­рый 40 дней пре­бы­вал в пу­стыне, но вот устро­е­ние это­го по­ста ока­за­лось до­воль­но труд­ным. Пред­пас­халь­ный пе­ри­од мог со­сто­ять как из 7, так и из 8 сед­миц: от на­ча­ла По­ста до дня Пас­хи мог­ло быть как семь, так и во­семь недель. На­ша сыр­ная сед­ми­ца (как мы зна­ем, за­го­ве­нье на мя­со про­ис­хо­дит уже за неде­лю до по­ста) от­ме­че­на мно­ги­ми чер­та­ми ве­ли­ко­пост­но­го бо­го­слу­же­ния и яв­ля­ет­ся по­лу­пост­ной сед­ми­цей. Это и есть оста­ток то­го вось­ми­не­дель­но­го пред­пас­халь­но­го по­ста, ко­то­рый су­ще­ство­вал на Во­сто­ке. Про­дол­жи­тель­ность его ва­рьи­ро­ва­лась по­то­му, что по­сто­ян­но стре­ми­лись при­ве­сти чис­ло дней по­ста к 40 дням. Но осу­ще­ствить это в пол­ной ме­ре так и не уда­лось: несмот­ря на все по­пыт­ки при­ве­сти чис­ло пост­ных дней к 40, это уда­ет­ся лишь це­ной неко­то­рых на­тя­жек и вы­гля­дит несколь­ко на­ду­ман­но.

Суб­бо­та Ла­за­ре­ва по сво­е­му бо­го­слу­жеб­но­му устро­е­нию яв­ля­ет­ся со­вер­шен­но осо­бен­ным, ни на что не по­хо­жим днем. На­ка­нуне в пят­ни­цу, как и во все пят­ни­цы Ве­ли­ко­го по­ста, со­вер­ша­ет­ся ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. По­сколь­ку эта ли­тур­гия все­гда слу­жит­ся на ве­черне, на­чи­на­ет­ся ве­чер­ней, суб­бо­та Ла­за­ре­ва на­чи­на­ет­ся уже в пя­ток ве­че­ра. На при­хо­дах Пре­ждео­свя­щен­ную слу­жат в пят­ни­цу с утра, и это уже яв­ля­ет­ся на­ча­лом бо­го­слу­жеб­но­го дня Ла­за­ре­вой суб­бо­ты. С это­го дня от­ла­га­ет­ся бо­го­слу­же­ние по Ми­нее до по­не­дель­ни­ка Фо­ми­ной сед­ми­цы. Лег­ко по­нять, что это не яв­ля­ет­ся ка­ким-то фор­маль­ным уста­нов­ле­ни­ем, а в этом за­клю­че­но ука­за­ние на то, что ни­ка­кое про­слав­ле­ние свя­тых сей­час уже неумест­но – на­сту­пил та­кой пе­ри­од, ко­гда все со­сре­до­то­че­но на од­ном, по­это­му все бо­го­слу­же­ние в этот пе­ри­од осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко по Три­о­ди. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ет празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рый обя­за­тель­но празд­ну­ет­ся, на ка­кой бы день Страст­ной или Свет­лой сед­ми­цы он ни при­шел­ся в этом го­ду.

Суб­бо­та Ла­за­ре­ва и сле­ду­ю­щая за ней Неде­ля ва­ий до неко­то­рой сте­пе­ни яв­ля­ют­ся еди­ным празд­ни­ком: они име­ют об­щий тро­парь, по­свя­щен­ный со­бы­ти­ям этих двух дней. Кро­ме то­го, неко­то­рые ча­сти вос­крес­но­го бо­го­слу­же­ния, ко­то­рое невоз­мож­но со­вер­шать в Неде­лю ва­ий, т.к. это Гос­под­ский дву­на­де­ся­тый празд­ник, пе­ре­не­се­ны на суб­бо­ту.

© Источники:
Азбука веры
kp.ru

Подпись автора

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/141/539186.gif

+1

20

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Последняя неделя перед Пасхой

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

Краткая инфорграфика по каждому дню на Страстной седмице
https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/665030.jpg

Видеоинсталляция

  • Постановщик: Ирма Комладзе

  • Композитор: Антон Висков

  • Видеомонтажёр: Егор Линьков

  • Продюсер: Аркадий Левин

  • В инсталляции воспроизводятся иконы греческой традиции и изображения иллюстраций киевской Псалтири XIV века

Советы от священников как провести Страстную Седмицу

Время поста, которое было дано человеку для достижения покаяния, заканчивается пятницей шестой седмицы. Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим Постом, как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.
И Иоанн Предтеча, и Сам Господь начали свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И когда, как сказано в каноне Андрея Критского, «пророки уже изнемогли», Церковь подготавливает праздник Воскресения Христова, показывая последние дни Его жизни, когда Господь страдал за грехи наши. Как Бог, Он знал обо всем, что будет происходить, но как человек Он просил сострадания: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мф 26:34).
Страстная неделя готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел».
Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю.
Первые три дня полагается перечитывать всех четырех Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем. И хотя это обращено как бы к иудеям того времени, это относится к каждому человеку, который своими грехами распинает Христа.
В Страстную неделю, если имеется такая возможность, желательно чаще бывать в храме, особенно в Великий Четверг, и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет Великий Пяток – распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.
Первыми о воскресении Христовом узнали ангелы, так же как и о Его рождении, поэтому Церковь поет: «Воскресение Твое Христе Спасе ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Почему сказано «чистым сердцем»? Потому что считается, что человек постом насколько возможно очистил свое сердце к этому светлому дню.

© Протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии


Службы Страстной недели — это самые лучшие службы из всего церковного года. Думаю, что люди вообще не создали ничего лучше, чем Страстные службы. Это самое прекрасное, самое глубокое, самое талантливое, самое Боговдохновенное из всего, рожденного человеческим гением.
Если эти службы совершаются благоговейно, если человек старается в них участвовать осмысленно, то они перенесут его в ту реальность, которая явилась на земле две тысячи лет назад, помогут вместе со святыми, вместе с Божией Матерью и апостолами, пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение.
Если человек постарается вникнуть в них, то сможет преодолеть пространство и время и стать участником евангельских событий. Если искренне, с верой и любовью участвовать в этих церковных службах, то обязательно по-новому почувствуешь все Евангелие, по-новому осознаешь себя христианином.
Кроме того, эти службы, как всякое произведение искусства, действуют не только рациональным образом — на сознание человека, они действуют непосредственно, образно говоря, на сердце человека. Участвуя в них, человек что-то осознает, но еще больше он чувствует, что его вере открывается та духовная реальность, которая существует вне времени и пространства. Жертва Христова, Его страдание и смерть, Его победа над силами зла, над смертью, торжество Его воскресения — это все принадлежит духовному миру, находящемуся вне времени и пространства. И через церковные службы мы можем приобщиться к этой реальности.
Очень многое является тайной, которую мы не можем понять рационально. Это естественно, потому что духовный, Божественный мир выше нас, он не открывается нашему разуму вполне, не подвластен ему. А сердцу он открывается. Если это происходит, то становится великим достижением в нашей жизни. Мы поймем потом, не сразу, что ничего более высокого в нашей жизни не было. И не может быть ничего выше, чем жизнь со Христом, чем возможность найти Христа и быть с Ним. Поэтому Страстная седмица — это драгоценное время.
Конечно, со Христом можно быть всегда, и нужно быть всегда. Но падшему человеку это очень трудно. Наше сердце к этому не способно, оно как бы изнемогает, оно не может себя очистить, не может себя приготовить к тому, чтобы всегда быть с Богом. А здесь Господь Сам берет наше сердце в Свои руки, ведет Своей мощной рукой и совершает ту работу, которую мы должны были бы сделать сами, но стали неспособны на это. Церковь вводит нас в мощное шествие ко Христу, в жизнь со Христом, поэтому на богослужении прийти приблизиться ко Христу, почувствовать себя вместе с Ним гораздо легче, чем в одиночестве.
Обстоятельства нашей жизни таковы, что препятствуют участвовать во всех службах. Мы в храме Николы в Кузнецах стараемся служить по две службы в день: самые великие службы удвоить, чтобы все члены семьи могли подменить друг друга и поучаствовать в этих, даже не службах, а событиях.
Каждый день Страстной седмицы, так же как повествование об этих днях в Евангелии, является путем к страданию, которое совершилось на Голгофе. Само наше путешествие по дням Страстной седмицы похоже на тот путь на страсти, который прошел Сам Господь.
Вот мы видим, как Господь приходил в Иерусалим, потом уходил и приходил снова, говорил Свои последние поучения народу и ученикам. Службы делают нас спутниками Христа, Его слушателями. Вспоминаются Страстной четверг,Страстная пятница, Преблагословенная суббота… Мне кажется, тут комментарии не нужны и даже невозможны. Это настолько выше слов, что, как поется в службе, «изумевает всяк ум». Лучше прийти в храм и поучаствовать самому.
Очень важно, чтобы эти службы совершались неторопливо, чтобы всё было понятно, чтобы они доходили до сердца, чтобы соучастие в страданиях со Христом объединяло всю общину, народ и духовенство, чтобы это было общее шествие со Христом.

© Протоиерей Владимир Воробьев


Страстная неделя – время особенное. Эти дни нельзя прожить расслабленно, прожить так, как будто Христос не распинался ради нашего спасения.
К сожалению, многие стремятся к тому, чтобы взять от жизни всё, забывая о главном. Отвергая Христа, не отзываясь на крестную Божественную любовь, люди лишают себя благодатной радости и смысла жизни. Напомню читателям портала «Правмир» о так называемом пари Паскаля: человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается.
Святитель Иоанн Златоуст верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться».
В дни Страстной седмицы каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего.
Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему.
Важно не просто «отстоять» службу и вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя.

© Протоиерей Владимир Шафоростов


Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении.
Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь. Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом,   то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.
Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы.
В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.

© Протоиерей Игорь Фомин


К Страстной неделе надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это Великий пост.
Прочувствовать Страстную неделю без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно  необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события.
Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.
Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду.

© Протоиерей Кирилл Каледа


Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной недели – посетить все службы. Быть и на последней Литургии Преждеосвященных Даров, и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню.
Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения — надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.
Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.
Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.
Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.
В Страстную неделю лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.

© Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова


Страстная неделя – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.
От нас, с одной стороны, потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной недели, которые многократно были изданы.
Во-вторых, у каждого есть возможность читать Евангелие о каждом дне Страстной недели. Может быть, хорошо день начинать с чтения Евангелия о том или ином Страстном дне.
Конечно, есть дни, в которых нужно все усилия приложить, чтобы попасть на службы. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. Богослужения Великого Пятка, с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы.
Часто люди пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.
Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться приобщиться Святых Христовых Таин.
Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу. Это более соприсутствие.
Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает, и, соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.
Если просят помочь убраться дома к Пасхе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но, конечно, в каждой семье должны быть, особенно если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.
И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия, в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну, не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.

© Протоиерей Максим Козлов


Поскольку Страстная неделя является кульминацией всего церковного года и периодом, когда в храмах вспоминаются все события, происходившие в последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа, то я настоятельно бы советовал как можно больше времени потратить на пребывание в храме.
Все богослужения Страстной седмицы построены таким образом, чтобы мы не пропускали ни одного из них.
На воскресной вечерней службе обычно уже служится утреня понедельника с песнопением «Се жених грядет в полуночи» и читается Евангелие.
Утреня следующего дня посвящена пребыванию Господа в Иерусалиме в период между его входом в Иерусалим и страстями.
В среду вечером и в четверг утром совершаются богослужения Великого Четверга.
В четверг вечером — утреня Страстного Пятка и чтение страстных Евангелий.
В пятницу в храмах служится три богослужения – это царские часы, вечерня с выносом плащаницы и утреня с погребением.
Потом, конечно, божественная литургия и богослужения Великой Субботы.
Надо также отметить, что люди совершают ошибку, пытаясь снова на Страстной неделе особенно подробно исповедоваться, вновь подумать о своих грехах. Этого делать не нужно. Раньше в храмах иногда даже вывешивали объявления о том, что поисповедоваться надо постараться до празднования Входа Господня в Иерусалим, а начиная с этого праздника, для тех, кто исповедовался в течение Великого поста, можно причащаться уже и без исповеди.
Поэтому мой главный совет — по возможности посетить как можно большее количество богослужений и причаститься как минимум в Великий Четверг и на Пасху.

© Протоиерей Максим Первозванский

Источник ПравМир
Ссылки на статьи на сайте:
"Страстная неделя — как ее провести?"
"Страстная седмица в 2023 году со 10 по 16 апреля: календарь и инфографика"
"Страстная Седмица. Видеоинсталляция"

Подпись автора

Ах! Как из солнца половицы,
Ажурных окон вереницы,
Под каждым - милое корытце
Для слёзно плачущей зимы.
© Ирина Стецив

Моя творческая тема;

+2


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­ » БИБЛІОТЕКА » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛЪ » Народный календарь: праздники, обряды, поверья, приметы;