АДМИНИСТРАЦІЯ


ПОСЛѢДНІЯ НОВОСТИ

19.04. Мы плавно подошли к переводу времени в игре. Читайте далее.

ДЛЯ НАСТРОЕНІЯ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

на оригинальный проект по альтернативной истории Российской Империи начала 19 века. В центре сюжета - магия, признанная на государственном уровне. Маги - привилегированный слой общества. Только здесь - мир Толстого и чары, Наполеон и боевая магия, поэты золотого века и волшебство!

НЕОБХОДИМЫЕ ВЪ СЮЖЕТ

"Гиацинты"Маги-народникиИмператорская семья"Асмодейки"Консерваторы и реформаторыБродячие артистыПерсонажи из книгРусский детектив

ЗАЛ СЛАВЫ



ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­ » БИБЛІОТЕКА » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛЪ » Народный календарь: праздники, обряды, поверья, приметы;


Народный календарь: праздники, обряды, поверья, приметы;

Сообщений 1 страница 10 из 24

1

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/266996.jpg

Данной темы не хватало, ибо тема праздников, обрядов и поверий обширна и в записках о быте ей будет тесновато. Теперь для этого есть отдельная тема!

Так что тут мы (можете и вы, в разделе работает премодерация статей) будем рассказывать о том какие праздники были, как их отмечали, во что верили, чем занимались летом, зимой, осенью и весной. Словом, всё что связано со сменой дней и сезонов.

НЕ ПРОПУСТИТЕ СТАТЬЮ-ЗНАКОМСТВО С ПРАЗДНИКАМИ КРЕСТЬЯН 1 ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА!

Интересные факты
  • Годовой  календарный круг – это народный календарь, соединяющий в себе праздники земледельческого, православного и государственного календаря. Это - годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной жизни народов России.

  • Каждый день Народного календаря имеет свои приметы и обычаи - не обойден вниманием ни один день года!

  • Очень многие дни Народного календаря отмечают и святых Земли Русской и Православия - это неотделимо друг от друга: наш народ, его обычаи и Православие.

  • На Руси календарь назывался месяцесловом. Русский месяцеслов ещё называли Круголет. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях.

  • Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его жизни при начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами (примет в народном календаре около 1000).

  • Руский круголёт - это симбиоз явлений, который включает в себя:

    • - знание законов природы: отождествляя себя с природой, наш далекий предок придавал всему, что было вокруг, человеческий облик и в тоже время обожествлял все явления. Земля,вода, дом заселялись духами: водяными, русалками, домовыми.

    • - осмысление закономерностей человеческой жизни: сложные представления о сущности смерти, о связи умерших с землей сформировали культ предков. Все это способствовало возникновению сложных ритуалов и обрядов, которые и поныне живут в народе.

    • - земледельческий опыт: Русский народный календарь – это  и земледельческий календарь, хранящий твердые знания нашего народа о ведении  хозяйства, о земле.

    • - произведения устного народного творчества: в огромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для нас бесценный опыт множества поколений, универсальные правила поведения буквально для каждого дня в году.

    • - нормы уклада жизни людей: в народный календарь вошли приметы, пословицы, поговорки. Он представляет собой своеобразную энциклопедию народных знаний, народной эстетики, собрание непреходящих народных ценностей.

  • По сути дела, Народный календарь – это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти. И нельзя представить жизнь в начале 19 века без всего этого.

[hideprofile]

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

0

2

ПОКРОВ
1 октября (14 октября по новому стилю)

Считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии. Он отмечается каждый год 14 октября. Праздник Покров посвящен событиям, которые произошли не в годы жизни Божией Матери, поэтому он не входит в число 12 главных праздников церковного календаря. Однако этот день – один из самых значимых для православного вероучения.

Точной даты и истории появления праздника нет. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что события произошли 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года.

В основе праздника — предание о явлении Богородицы в Константинополе. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились святыни — риза (т.е. покров) и пояс Божией Матери. По легенде, в то время столица Византии находилась в окружении неприятельских войск. Люди собрались в храме на всенощную и молились о спасении. Среди них был и Андрей Юродивый. В четыре часа ночи во время всенощной произошло явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении святых шла по воздуху. Рядом с Нею были пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. В одних источниках рассказывается о том, что Богородицу увидели все молящиеся, в других — что Ее видели только Андрей и его ученик Епифаний. Богородица начала молиться, затем подошла к храмовому престолу, сняла омофор (покров, покрывало), который покрывал Ее голову, и раскрыла его над людьми. Ее покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей. Надежды вскоре оправдались: враги без всякого кровопролития отступили от города.

Событие явления Богородицы описаны в житии Андрея Юродивого, годы жизни которого установлены лишь предположительно. До наших дней дошло более 110 греческих рукописей, где приводятся разные редакции жития, самая древняя из которых может относиться ко второй половине X века. Согласно житию, святой жил во времена императора Льва Великого (Мудрого). В версии, описанной в сборнике житий святых XVI века "Великие Четьи минеи", не указан ни день недели, ни число, сказано лишь, что видение произошло во время всенощного бдения во Влахернском храме. Епископ Димитрий Ростовский, живший в конце XVII века, описывал, что видение произошло в воскресенье.

Разные источники указывают разные данные о том, с кем вела войну Византийская империя в те годы. По одной из версий — с саранцами-мусульманами, по другой — с племенами русов или болгар.  Мнения расходятся и о происхождении праздника. Высказывались различные версии о месте его появления. По одной из них, он пришел из Византии, по другой — Покров имеет русское происхождение. Вопрос о месте его появления остается открытым.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал особо почитаем на Руси еще в домонгольский период. В русском церковном учительном сборнике «Пролог» XII века содержится упоминание об установлении его празднования, а юродивого Андрея традиция Русской церкви считает славянином, жившим в Константинополе. Празднику Покрова посвящены одни из самых известных русских храмов — церковь Покрова на Нерли, построенная в XII веке князем Андреем Боголюбским, и собор Покрова на Рву, более известный как собор Василия Блаженного.

В славянском календаре Покров означал завершение сельскохозяйственных работ и наступление зимы. Хозяйки начинали готовить жилище к зиме. В это время часто выпадал первый снег. С этим связана поговорка: "Покров кроет землю то листом, то снегом". Покров ассоциировался с платком, покрывающим голову невесты, поэтому считался "девичьим праздником". С Покрова Богородицы на Руси начиналась череда свадеб. Семьи, созданные в это время, считались самыми крепкими и счастливыми. Также на Покров составляли прогноз погоды на предстоящую зиму. По одной из примет, если в этот день дует северный или восточный ветер, зима будет холодной, а если южный — зима будет снежной и мягкой. Переменный ветер на Покров предвещал переменчивую зиму.

На Покров хозяйки пекли блины. Но прежде, чем ставить блюдо на стол, обходили с тарелкой блинов весь дом и читали молитву Пресвятой Богородице. На 14 октября также пекли покровский каравай и угощали им родных и соседей. Остатки каравая сушили и убирали до начала Великого поста. Праздник принято было встречать весело, чтобы зима прошла незаметно и без сложностей.
© источник текста

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/113748.jpg

Цитата из "Лето Господне" Иван Шмелёва:

Я вспоминаю, что скоро радостное придет, “покров” какой-то, и будем мочить антоновку. “Покров" – важный какой-то день, когда кончатся все “дела”, землю снежком покроет, и – “крышка тогда, шабаш… отмаялся, в деревню гулять поеду”, – говорил недавно Василь-Василич.

И все только и говорят: “вот подойдет “покров” – всему развяза”. Я спрашивал Горкина, почему – “развяза”. Говорит – “а вот, все дела развяжутся, вот и “покров”. И скорняк говорил намедни: “после “покрова” работу посвалю, всех на зиму покрою, тогда стану к вам приходить посидеть вечерок, почитать с Панкратычем про священное”.

И я жду с нетерпением, когда же придет “покров”. Сколько же дней осталось?

– А ты вот так считай – и ждать тебе будет веселей, а по дням скушно будет отсчитывать… – объясняет Горкин. – Так вот прикидывай… На той неделе, значит, огурчики посолим, на Иван-Постного, в самый канун посолим… а там и Воздвиженье, Крест Животворящий выносят… – капустку будем рубить, либо чуток попозже… а за ней, тут же на-скорях, и онтоновку мочить, под самый под “покров”. До “покрова” три радости те будет. А там и зубы на полку, зима… будем с тобой снег сгребать, лопаточку тебе вытешу, мой Михайлов День подойдет, уж у нас с тобой свои посиделки будут. Будем про святых мучеников вычитывать, запалим в мастерской чугунку сосновыми чурбаками. И всего у нас запасено будет, ухитимся потепле, а над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: “Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет”. Вот тебе и – Покров.

Так вот что это – Покров! Это – там, высоко, за звездами: там – Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин и молитвы Покрову знает, говорит: "Сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом – Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами, и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся”.

А я – увижу? Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видал, дадено ему было видеть и нам возвестить, – в старинном то граде было, – -чтобы не устрашались люди, а жили-радовались.

– Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом. Нам с тобой не будет ничего страшно: роботай-знай – и живи, не бойся, заступа у нас великая.

Если бы увидать – там, высоко, за звездами...

Подпись автора

Ах! Как из солнца половицы,
Ажурных окон вереницы,
Под каждым - милое корытце
Для слёзно плачущей зимы.
© Ирина Стецив

Моя творческая тема;

+1

3

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ("ВРАТАРНИЦА"); ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИЦЫ ХРИСЫ (ЗЛАТЫ); БАННОЕ ОБИХОДЬЕ
26 октября

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/203693.jpg

В честь Иверской иконы в этот день совершается празднование. Икона эта была очень почитаемой на Руси, ведь ей молились об умножении плодородия земли, об утешении в несчастьях, об избавлении от разных проблем и т.д.

В это время также совершалось банное обиходье. С утра приводили в порядок бани (заменяли гнилые доски и лавки, чистили печь и ёмкости для воды и т.д.), а вечером — парились в них. После посещения бани оставляли для банника (банного духа) воду, веник и мыло, чтобы он тоже мог попариться.

Наши предки верили, что в этой постройке обитает Банник, которого также называли Дедом, Апостолом, Пастырем, Шишком, Жихаркой, Анчуткой.

По поверьям, это существо не показывается на глаз человеку, а проявляет себя только шумом. Считают, что оно прогоняет неугодных посетителей, стучит, кричит и даже кидается камнями. Оно может принимать облик белой кошки или зайца, маленькой собачки, лягушки и даже веника. Говорят, что Банник сам обожает париться и моется в третий, четвертый или седьмой пар (получается, что после трех или двух смен людей, побывавших в бане).

Оберегающих икон в бане никогда не размещали, да и мылись, предварительно сняв нательный крест. В баню наши предки входили с оглядкой и просили разрешения у Банника, приговаривая: «Господин хозяин, пусти в баню помыться, попариться». Или: «Крещеный на полок, некрещеный с полка».

Основные приметы:

  • Если петух сегодня вечером без времени кукарекает – значит, погода переменится.

  • Если петухи рано поутру запели – станет теплее.

Подпись автора

Ах! Как из солнца половицы,
Ажурных окон вереницы,
Под каждым - милое корытце
Для слёзно плачущей зимы.
© Ирина Стецив

Моя творческая тема;

+1

4

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ, АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО; СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ ГАЛАКТИОНА И ЕПИСТИМИИ
18 ноября

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/138370.jpg

День этот относился к числу тех, когда девушки гадали о суженых либо, желая "приворожить к себе чьё-то сердце", молились святому Галактиону. Надеясь узнать о достатке будущего супруга, незамужняя барышня садилась вечером у окна и едва слышно шептала: "Суженый-ряженый, мимо окна проезжай!"; и если спустя некоторое время возле дома проезжала карета, повозка, проносились сани или проходили люди, то муж будет зажиточным, но если было тихо и безлюдно, то денег у избранника будет негусто.

Также старались не ходить в гости и не принимать гостей (даже, родственников и старых друзей), чтобы беда не пришла в дом; а наоборот — затевали уборку и обязательно посещали баню.

Наблюдали и за погодой: снег выпал — зима будет снежной и морозной; северный ветер дует — похолодает резко; иней на ивах — к поздней весне.

Подпись автора

Ах! Как из солнца половицы,
Ажурных окон вереницы,
Под каждым - милое корытце
Для слёзно плачущей зимы.
© Ирина Стецив

Моя творческая тема;

0

5

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ФИЛИППОВ) ПОСТ
с 15 (27) ноября по 24 декабря (6 января)

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/716737.jpg

Получил своё двойное название из-за того, что следует сразу же после дня памяти апостола Филиппа и заканчивается в канун Рождества Христова.
Цель любого поста, в особенности самых длинных (Великий и Рождественский) - это самоподготовка к к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника (Великий пост - Пасха, Рождественский(Филиппов) - Рождества Христова, Петров пост - праздника Петра и Павла, успенский - Успения Богородицы). Цель постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный день стала для него действительно важным событием, подготовленным и усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей.
По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. О его существовании упоминают уже святитель Амвросий Медиоланский (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (‡430 год). А римский епископ Лев I Великий (‡461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору.
В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так — днем явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, — Крещение Господне, — присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.
Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам (до дня памяти святителя Николая — 19 декабря) можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост традиционно — в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб). Впрочем, если на среду или пятницу попадает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря, то разрешается рыба.
Два последних воскресных дня, предшествующих Рождеству, называются Неделями святых праотцев и святых отцов. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это воскресенье на литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его… — и так далее.

Источник: журнал "Фома"

+2

6

ВВЕДЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
4 декабря

© Источник

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/295355.jpg

Праздничный день является одним из 12 важнейших в церковном календаре. Введение во храм Богородицы предвещает начало нового витка истории, в котором сам господь воплотится в земной жизни через своего непорочно зачатого Сына. Начало этих событий уходит вглубь веков, когда верные Господу Анна с мужем по Его благословению стали родителями Девы Марии, отданной во служение Господу и воспитанной по всем правилам церкви.

В народных традициях со дня праздника начинали открываться ярмарки, на которых можно было приобрести разнообразные товары, повеселиться от души и полакомиться предложенными угощениями. В праздничный день после утреннего богослужения многие посещали торговцев, чтобы обновить гардероб, а также предложить свои товары.

На Введение во храм по народным традициям начинались санные катания. Открывали «сезон» молодожены, обвенчанные церковью. В семьях молодых родственники собирались за богатым угощениями столом, а затем помогали украшать сани, запряженные тройкой лошадей. Следом за молодоженами отправлялся «поезд» с родственниками, которые от души веселились, пели песни и прославляли семейную пару.
В народе было принято чествовать братьев Морозов. Для этого печи усиленно топили, чтобы зима прошла в тепле. По поверьям в печь добавляли целебные травы, чтобы избежать недугов во время холодного сезона.

На Введение во храм принято гадать на суженых. Девушки проводили обряды и ритуалы, чтобы во сне увидеть своих женихов или то место, куда они перейдут жить после свадьбы. Нередко обряды проводили с освещенной водой, которую давали выпить понравившимся юношам. Сама Богородица могла благословить пару, и в будущем году они могли стать мужем и женой.

Хозяйки в день праздника с самого утра отправлялись в хлев, чтобы провести обряд со скотиной. Они посыпали коров льняными семенами, смазывали вымя маслом и кормили их киселем. Такой обряд помогал увеличить надои и защищал скот от болезней. После этого в хлеве поджигали сушеные травы, чтобы нечисть не смогла навредить животным.

В праздничный день под запретом было сквернословие и ругань. Наши предки свято соблюдали эту традицию, веря, что семьи, нарушившие запрет, столкнутся с неудачами.

Считается, что на Введение по домам ходит Ведуница, обладающая чудодейственными силами. Она может принимать облик зверей и даже людей, награждать хозяек за их труд и наказывать тех, кто отказывается от домашних обязанностей и хлопот. В связи с этим ко дню праздника хозяйки старались убраться в домах, наткать полотен и приготовить вкусные угощения, чтобы снискать удачу.
В этот день запрещалось копать из-за того, что земля отдыхает и набирается сил. Тем, кто осмелился нарушить запрет, в будущем году грозили неприятности с урожаем.

По тому, какая погода стояла 4 декабря, определяли характер всей зимы.

По примете с Введения во храм можно было смело заниматься рыбалкой и не бояться ступать на лед. Снег, выпавший в день праздника, указывал на то, каким будет урожай в новом году. Если он больше не таял, то это было доброй приметой. Большое количество снега на холмах и пригорках указывало на богатый урожай ягод. В день праздника деньги в долг не дают, чтобы избежать финансовых трудностей.

Подпись автора

На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей.
Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Кастилийский ток шумел,
Я, вдохновленный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/63452.gif

+1

7

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
19 декабря

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/793454.jpg
храм святителя Николая в Хамовниках, Москва

Николай Чудотворец – особо почитаемый в России святой. В календаре православных ему посвящено несколько праздников. Все их даты фиксированы. Так, 11 августа отмечают Рождество Николая Чудотворца, а 19 декабря считается днем преставления Николая Чудотворца. Это день смерти святого. Праздник носит название Никола Зимний. Подробнее – в материале «АиФ-Воронеж».

В некоторых губерниях Николая Угодника ставили равнозначным Иисусу Христу. Например, во время свадебных обрядов, невеста держала икону Богоматери, а жениху давали либо образ Святителя, либо – Николая Чудотворца.

День памяти Николая Чудотворца приходится на Рождественский пост. В этот праздник верующие могут есть рыбу, но должны отказаться от яиц и мяса. К праздничному столу в этот день было принято подавать специальное постное печенье – николайчики. Кроме того, в меню присутствовали вареники и пироги с картошкой, грибами, капустой, постный борщ, соленья.

В этот день обязательно нужно посетить праздничный молебен в храме, поставить свечи за здравие родных, а за себя заказать сорокоуст. Принято проявлять заботу к нуждающимся, раздавая милостыню. Традиционно детям дарят сладости и мелкие деньги, спрятав их под подушку.

В день Николая Чудотворца запрещено заниматься физическим трудом, если это не связано с ведением хозяйства. Нельзя ругаться, сквернословить, повышать голос на детей. Это веселый праздник, в который нужно постараться исполнить чье-то желание и подарить подарки.

В старину устраивали торжественные посиделки. Также считалось, что 19 декабря – день, в который нужно рассчитаться со всеми своими долгами и исполнить данные ранее обещания.

Народные приметы:

  • Если в день святого Николая будет иней, то грядущий год подарит богатый урожай. Об этом же говорят обильные осадки.

  • Какая погода 19 декабря – такой будет и вся зима.

  • Если в этот день дороги занесло снегом, то зима тоже будет снежной.

  • В Николы Зимнего начинаются настоящие морозы.

© Источник

Подпись автора

На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей.
Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Кастилийский ток шумел,
Я, вдохновленный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/63452.gif

+1

8

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ КРЕСТЬЯН О ПОГОДЕ

Народные приметы, предвещающие дождь

  • Считается, что низколетящие птицы — это к дождю. Причина в том, что перед дождем воздух становится влажным, отчего крылья насекомых тяжелеют, поэтому они летают низко над водой. А поскольку некоторые птицы питаются такими насекомыми, им тоже приходится летать ниже, чтобы их съесть.

  • Воробьи купаются в пыли — быть дождю.

  • Рыбы в преддверие ненастной погоды плавают ближе к водной поверхности, а перед хорошей погодой они обычно роются в песке.

  • Дождевые черви перед грозой выползают из земли или укромных мест.

  • Появление пиявок на берегу говорит о продолжительном дожде.

  • Если ночная роса не высыхает, то будет гроза.

  • Если красный клевер вертикально вытягивает свой стебель, то быть дождю.

  • Цветы мальвы, ноготков или фиалки сложили лепестки и наклоняются к земле — это к ненастью.

  • Если заячья капуста, растущая на суходольных полянах и холмах, ночью оставляет свои розовые или красные лепестки открытыми, то утром должен быть дождь.

  • 1Если закрывается кувшинка, то вероятно будет дождь.

  • Усиленный аромат от акации, жасмина, левкои и петунии, над которыми кружат насекомые, говорят о предстоящем дожде.

Благоприятную погоду на следующий день обещают такие явления

  • комары, мошки и другие насекомые вьются столбом в вечернее время;

  • рыба плещется днем или вечером;

  • звонкое пение жаворонков и при этом они высоко летают;

  • чайки сидят на поверхности воды и спят;

  • воркование голубей;

  • птицы сидят на верхушках деревьев;

  • вечером ласточки летают высоко.

Приметы, обещающие морозную погоду

  • Домашняя кошка, свернувшаяся клубочком, сулит наступление морозов.

  • Если гуси хлопают крыльями и поджимают к себе одну лапу, то это обещает морозы.

  • Когда ворона прячет клюв под крыло, это предвещает стужу.

  • Множество звезд на небе обещает мороз на следующий день.

Приметы о радуге

  • Появление радуги до полудня обещает дождь, а вечером — хорошую погоду.

  • Быстрое исчезновение радуги после дождя предвещает ясную погоду, а ее долгое присутствие — ненастье.

  • Двойная или тройная радуга означает, что в ближайшие дни будет идти дождь.

  • Высокая радуга говорит о том, что погода будет ясной, а низкая – что дождливой.

  • Утренняя радуга — к пасмурной погоде в течение всего дня, а вечерняя – к погожему.

Приметы про грозу, гром и молнию

  • Если во время грозы раздаются раскаты грома, будет затяжное ненастье.

  • Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.

  • Возникновение молнии без грома предвещает сухое лето.

  • Если облака переклубились, то грозы не будет.

  • Птицы приумолкли — будет гром.

Приметы про снег

  • Когда снег выпадет на мерзлую землю, можно ожидать в будущем году хорошего урожая хлеба.

  • Движение облаков в противоположном от ветра направлении — к снегу.

  • Если первый снег выпал на мокрую землю, то он останется, а если на сухую — скоро растает.

  • Выпадание инея ночью означает отсутствие снега днем.

  • Если зимой звезды кажутся маленькими, то будет снег.

Приметы о солнце

  • Когда солнце восходит в тумане, это значит, что днем будет тихо и душно.

  • От солнца идут лучи пучками вниз летом — быть дождю.

  • Если на восходе или закате солнца возле него образуются столбы, то летом будет сильная жара, а зимою — трескучий мороз.

  • Летом большое количество звезд сигнализирует о ясной погоде.

  • Блестящие, яркие звезды в летнее время предвещают солнечную погоду и жару.

Источник информации

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

0

9

СВЯТКИ
с Рождества до Крещения

Святки - это время от Рождества до Крещения. Оно выделялось духовным подъемом в церковных делах и праздничным в мирских. Примечательной чертой праздника было колядование или славление. Ходили группами от двора к двору, исполняли песнопения, посвященные Рождеству, величали хозяина и хозяйку. Хозяева угощали славельщиков. Колядовали, в основном, молодежь и дети. Для некоторых районов было характерно ряженье. Делали различные маски и ходили по деревне. Вечером были характерны игры в избе. Праздничные песнопения ряженными не исполнялись, зато ими давались театральные представления. Вечером молодежь собиралась в избу и под песни гадала: на блюдо клали перстни, наперстки и другие мелкие вещи. В блюдо наливали воду. Под песню вынимали свою вещь, это было ответом в гаданье.

Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу по вечерам, опасаясь беды. Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки. Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта — грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет — все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение.

Следующие семь святочных дней считались временем бесов — разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер — возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть — бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество.

Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых — для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты.

Традиционно, в самые первые дни праздника, необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал — своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами.

В Святки обязательно нужно было вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей. Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы.

В прошлые времена, в эти праздники тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным.

Верующие должны были обязательно посещать богослужения для прославления Господа, который отправил Иисуса Христа на Землю. Во время праздников каждый уважающий себя христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу.

Один из главных обрядов праздничного периода — Святочные колядования, который включает в себя пение благостных песен — колядок, славящих Спасителя и Рождество. Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и максимального достатка. Из домов в дома ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов. Ряженая детвора пела поздравительные колядки, плясала, веселила хозяев, а по окончании требовала угощения, после которых снова плясала, теперь уже в знак благодарности за полученные дары. А каждая хорошая хозяйка считала своим прямым обязательством одарить ряженых выпечкой, конфетами и другими сладостями. Было принято считать, что от угощения и подарков колядующих напрямую зависел достаток в будущем году.

Колядовать и славить – вообще-то понятия разные. Колядовать – петь языческие дохристианские песенки, к примеру, «Овсенька, коляда, ты где была?». А славить – значит, петь «Рождество твое, Христе Боже наш».

Преподобный Иоанн Вышенский в конце XVI века призывал:

«Коляды из городов и сел учением выгоните, не хочет ибо Христос, чтобы при его Рождестве дьявольские коляды имели место, но пусть их в свою бездну занесет. «Щедрый вечер» из городов и сел в болота загоните, пусть с дьяволом сидит, а не позорит христиан».

В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней. С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами.

В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы.

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/328418.jpg

В деревнях было принято ходить с изображением Рождественской звезды из фольги или в виде разноцветного фонаря на шесте, и славить Христа. Этим занимались молодёжь и дети. Они пели духовные стихи, описывающие события Рождества. А порой разыгрывали небольшие сценки или целое театрализованное действо.

В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя. Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.

Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года.

У православных христиан святочные угощения считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма. На столы подавался также узвар — популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты. Традиционно в святочные праздники пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками.

Символом благосостояния и будущего удачного урожая считался жареный поросенок, которому люди особо отдавали свое предпочтение. Подавали поросенка на столы непосредственно в Рождество. В святочные праздники также употреблялись и остальные особые деликатесы из мяса: гуси, куры, дичь и баранина.

После того, как гуляния подходили к концу, все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов, от которых людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне — символ очищения и возвращения порядка.

© По материалам

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

0

10

РОЖДЕСТВО
25 декабря (7 января по новому стилю)

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/759802.jpg

Красочное, с наивными народными обычаями и неколебимой верой в чудо было Рождество в деревне. Бездонное небо, усыпанное звёздами, сияло над белыми крышами избушек, наполовину занесённых снегом. Золотой свет струился из окон церкви, сверкал иней на деревьях, окружающих её. Под Божьим кровом собрались и стар и млад. В тесноте да не в обиде целыми семьями пришли встречать Христа.

До появления звезды люди постились. Перед Всенощной было принято угоститься кутьёй – кашей на воде, приправленной сочивом – соком из маковых, конопляных или ореховых зёрен, и узваром – компотом из сухофруктов с мёдом. При этом блюда ставили на сено, или сено прятали под скатерть – в напоминание, что Христос родился в яслях. Кутью упоминает ещё летописец Нестор в «Повести временных лет» за 997 год.

В некоторых деревнях России было принято делать целый кукольный театр, с помощью которого разыгрывался евангельский сюжет. Вертеп представлял собою ящик, порой двухэтажный, изображающий собой «небо» и «землю». И набор кукол, среди которых Мария с Богомладенцем, Иосиф, ангелы, добрые волхвы, Дьявол, злодей Ирод и его Смерть. В Малороссии среди кукол встречались праведники Аарон и Давид, а также мирские грешники – Шинкарка, Мельник (который считался колдуном), Скоморох, Плясовица (дочка Ирода).

Спектакль с зарифмованными монологами включал в себя поклонение ангелов и волхвов Христу. Визит волхвов во дворец Ирода и его повеление убить младенцев. При этом Ирод не щадит и собственного наследника. В конце действа Дьявол и Смерть увлекают Ирода в «ад» – прорезь в полу ящика. При этом царь произносит трагический монолог нечестивца, который зрит свою погибель и боится Страшного Суда. Также спектакль включал несколько дополнительных сцен – например, Рахиль не отдаёт Ироду своего сына, но его всё равно отнимают. При этом народные сценаристы не учитывали, что библейская Рахиль жила задолго до Христа. Или комические споры между Мужиком и Барином, или Наполеоном и его Слугой. Пляску Цыгана с медведем и тому подобные развлекательные моменты на потребу публике.

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

0


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­ » БИБЛІОТЕКА » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛЪ » Народный календарь: праздники, обряды, поверья, приметы;